Судиславль - О Судиславле
I?acaieee ?innee

 
                                                                                Судиславль

              Город Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич: от него до Галича еще около семидесяти километров. Судиславль стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому. Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай спасал когда-то зайцев, и о которых только что писал Василий Михайлович Песков в своей традиционной еженедельной статье в "Комсомольской Правде".
             Сейчас Судиславль считается поселком городского типа. Его население не превышает шести тысяч человек, и сюда ведет нормальное шоссе. Тысячу лет назад сюда попадали, скорее всего, водным путем - полноводность рек тогда была совсем другой. Станция Судиславль железной дороги Кострома-Киров, вернее, отрезка Кострома-Киров великой Транссибирской магистрали, находится в пяти километрах к северу от города. Ученые продолжают спорить о том, был или не был Судиславль историческим и географическим центром племени меря: некоторые из них считают, что вообще мерян на костромской земле практически не было, а была чудь, но не современные эстонцы, а совсем другой народ - чудь заволоцкая, жившая севернее нынешней Вологды, ближе к таким же таинственным племенам перми, печоре и югре.
             Академик Орест Ткаченко, написавший книгу "Мерянский язык", утверждает, что "Меря - финское племя с высокой культурой, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам финнов, эстонцев, карелов). Меряне были талантливыми земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами. Эта была одна из самых многочисленных финских народностей на свете к началу славянской колонизации Нечерноземья". Жили меряне на территории нынешних Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей.
            Говорят, что название и самой Москве дали предшественники племени меря - племена дьяковской культуры, названной так в честь села Дьяково, что рядом с Коломенским в Москве, где археологи впервые открыли их городища. В языке дьяковцев-мерян был корень -моск, который обозначал понятия, связанные с коноплей. Не подумайте чего плохого: они возделывали ее для получения пеньки, а пенька заменяла тогда хлопок.
            Впервые он упоминается в местной солигаличской летописи под 1360 годом в связи с междуусобицей князей костромского и галичского. Позже о Судиславле говорится в Судебнике Ивана Грозного и в его завещании. Однако название города связывают с Судиславом, сыном святого и равноапостольного киевского (киевского-таки!) Великого князя Владимира, крестителя Руси, имевшего аж двенадцать законных сыновей. По преданию на месте нынешнего Судиславля была пограничная крепость Киевской Руси, сюда-то и послал князь Владимир своего младшего сына (некоторые считают, что Судислав вообще был племянником Владимира). Судислав основал здесь новую крепость и назвал город своим именем. Учитывая, что князь Владимир скончался в 1015 году, Судиславль получается почти на полтора века старше Костромы.
            Судьба самого Судислава трагична: считается, что удела в княжение после смерти отца ему не досталось, и он возглавлял псковскую дружину своего старшего брата Ярослава, который получил Новгород. Но Ярослав заподозрил измену: якобы Судислав, подзуживаемый демократически настроенными новгородскими боярами, хотел возглавить борьбу мерян за реализацию права своей мерянской нации на самоопределение. Железной рукой Ярослав быстро восстановил конституционный порядок - бояр немножко репрессировал, поотрубав им головы, а Судислава заточил в тюрьму. Дальнейшая судьба Судислава мне неизвестна, хотя говорят, что в тюрьме, в "порубе", он просидел 22 года.
            Как и другие пограничные города-крепости, Судиславль, скорее всего, имел крепость - детинец с крепостной стеной, стоявшей на валу и представлявшей собой обычный сруб, как у избы, только набитый землей - "тарас". По углам крепости стояли башни, одна башня была въездной и запиралась воротами. За валом шел ров, заполненный водой. Дальше располагалось жилье торговцев и ремесленников - посад и крестьянские слободы. Одна из таких пригородных слобод - Баран (ныне Дружба) и поныне находится с восточной стороны города на дороге в Галич. Самой крепости, конечно, не сохранилось: дерево плохо противостоит огню, да и времени тоже.
            Судиславль был известен своей грибной торговлей - их возами отправляли отсюда в Москву, Петербург и даже за границу. Здесь не только торговали полотном, кожами, сельхозпродуктами, но и в избытке производили их, снабжая многочисленные дворянские усадьбы и обе столицы. После церковного раскола, со второй половины XVII века, здесь начали селиться старообрядцы, что очень способствовало развитию города и накоплению его богатств. Купеческие дома того времени вряд ли уступали подмосковным особнякам "новых русских", с поправкой, конечно, на запросы времени и нынешнее оскудение совести. Близость Костромы, колыбели основателей династии Романовых, также благоприятствовала развитию города и его ближайших окрестностей.
            В 1758 году на высокой искусственной насыпи в центре города был выстроен красивейший Спасо-Преображенский собор с изумительно стройной колокольней. Думаю, что вы все видели этот собор, и не раз: говорят, именно он изображен на картине художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1897) "Грачи прилетели". Правда, почти такой же храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится рядом, в уже упомянутом селе Баран. Картина написана в 1871 году. Бывал в этих краях и известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев  (1878 - 1927) "Сумерки в Судиславле". С тех пор в облике города мало, что изменилось, а если что изменилось, то вряд ли к лучшему

                                                                                                    по материалам Чуксина Николая Яковлевича


                                                                              Вся власть у Папулина

               В 1845 году по личному приказу Николая I в город Судиславль Костромской губернии прибыл внутренний гарнизонный батальон в количестве 65 человек под командованием четырёх унтер-офицеров и одного поручика. Совместно с представителем приказа общественного призрения Нилом Петровичем Колюпановым солдаты должны были закрыть частную богадельню купца Николая Андреевича Папулина и арестовать её хозяина - главу судиславских старообрядцев-федосеевцев.
              В том же году в Углич Ярославской губернии тайно приехали чиновники МВД статский советник Никотин и титулярный советник А. Селецкий. Их целью было проведение следствия о незаконном распространении старообрядчества купцом Иваном Васильевичем Выжиловым2. Так для староверов Костромского и Ярославского края начались одни из самых трагичных событий в истории русского старообрядчества XIX века.
              В конце XVII столетия в районе Новгорода и Пскова зародилось учение старообрядцев-федосеевцев, названное так по имени основателя и идеолога Феодосия Васильева. Федосеевцы не принимали таинство брака, а только крестили новорожденных и исповедовались духовному наставнику. Они не признавали священников, государственную власть и официальную церковь.
             К середине XVIII века разросшийся толк занял ведущие позиции. Особой удачей для федосеевцев стало открытие в Москве собственного Преображенского кладбища. В 1771 году в России свирепствовала чума и власти, боясь дальнейшего распространения эпидемии, охотно разрешили старообрядцам самим погребать умерших единоверцев. Через несколько лет Преображенское кладбище превратилось в один из центров федосеевского толка. На приобретённой земле возникли хозяйственные, культовые и административные постройки.
             Московские наставники федосеевцев стали собирать под свою опеку региональные общины. Одна из них находилась в Судиславле. Этот город, известный с XIV века, в самом начале XIX столетия получил генеральный план и стал крупным по тем временам административным, промышленным и торговым центром. Огромную роль в развитии города сыграли старообрядцы и их глава Николай Папулин.
             В 1812 году судиславский мещанин Папулин был молод и беден. Однако он сумел получить от неизвестных благодетелей 80 тысяч рублей пожертвований на постройку богадельни. Они составили его первый капитал, который молодой человек удачно вложил в торговое дело и через несколько лет стал одним из крупнейших торговцев города. В том же году Папулин получил разрешение на постройку богадельни лично от императора Александра I, известного своим либеральным отношением к старообрядцам (особенно в первые годы царствования).
            Первоначальный капитал Папулина очень быстро увеличился благодаря полулегальным коммерческим предприятиям. Он использовал труд скрывающихся в его скитах беглых крестьян, обращая их при этом в старообрядчество. В 1820 году в богадельне проживало 65 человек вместо разрешённых двенадцати, а в 1828-м там пребывало уже 170 постояльцев. Большинство из них были не настолько стары, чтобы нуждаться в присмотре, и вполне работоспособны. Беглые собирали, обрабатывали и продавали грибы, обилием которых Судиславль славится до сих пор. Местные крестьяне в июле заколачивали дома и уходили в лес на грибной промысел. Прямо в лес приезжали скупщики, чтобы приобрести уже очищенные, маринованные или сушёные грибы.
            Кроме всего прочего, по округе пошли слухи, что в богадельне изготовляют фальшивые золотые монеты. Эти устные рассказы неожиданно подтвердились несколько лет назад, когда местная жительница нашла «папулинскую» монету на своём огороде. На этом экономическая деятельность купца-старообрядца не заканчивалась. Николай Андреевич имел маслобойный завод и полотняную фабрику. Живущие в богадельне женщины изготовляли на продажу шерстяные чулки и варежки, берёзовые лапти, кружева и платки. Возможно, при богадельне существовала и пасека, на что указывают найденное при обыске большое количество мёда. Хозяйство богадельни было натуральным: постояльцы занимались скотоводством, выращивали огородные культуры, засевали поля льном, овсом и ячменём. Старообрядцы обеспечивали себя всем необходимым и часть продуктов отправляли на рынок (в Петербурге Папулин имел лавку, торговавшую грибами, салфетками и холстом).

                                                                                                                                                         Илья Наградов

                                                                                    Судиславль

           Судиславль издревле считался пригородом Костромы. Он скромен, провинциально-тих и своеобычен.
           Археологическая разведка 1990 года в Судиславле и его окрестностях показала, что на месте остатков Кремля XVI века более ранние следы человеческой деятельности отсутствуют, в окрестностях же много селищ и курганов VII-XII веков.
           Название городка исследователи почти единодушно связывают с именем князя Судислава Владимировича. Летописи говорят об основании соседнего с Судиславлем Ярославля Ярославом Мудрым в XI веке, когда славянские князья подавляли восстание волхвов Верхнего Поволжья. Известно, что младший брат новгородского князя Судислав возглавлял его псковскую дружину. Есть и некое летописное указание, что при подавлении смуты на Волге Ярослав приказал казнить в ряде поволжских городов некоторых новгородских бояр-заговорщиков, а Судислава посадил в поруб, так как тот хотел стать во главе туземного племени меря. Географическим и историческим центром меря как раз и являлся костромской Судиславль.
            Первое письменное упоминание о Судиславле содержится в солигаличском Воскресенском летописце. В 1360 году при Судиславле отмечено крупное сражение дружин галичского и костромского князей. Близ Судиславля находилась вотчина героя Куликовской битвы боярина Сабура. В 1550 году город назван в Судебнике Ивана Грозного, а позднее - в его завещании. Под Судиславлем получали поместья царские опричники.
            По всей вероятности, судиславльский кремль, как и многие другие русские крепости, строил военный инженер Выротков: сразу за посадом на холме в селе Баран находилась его усадьба. Кремль с деревянными стенами, башнями и храмами стоял на высокой горе, окруженный валами и рвом. Со стен глядели пушки. Имелись подземные ходы. Вокруг простирались топкие болота. Все это делало город неприступным, так что татары и польские интервенты просто обходили его стороной.

Административно к Судиславлю относились обширные территории - сотни сел и деревень. В Судиславльскую осаду входили три вотчины бояр Романовых - Домнинская, Зогзинская, Плещеевская. В 1613 году Михаил Романов, ставший претендентом на царский престол, укрывался здесь от врагов. В этих местах совершил свой подвиг Иван Сусанин, и здесь же позднее Глинка написал оперу "Жизнь за царя"…

Путешественники и писатели прошлого отмечали необычайное обилие дворянских усадеб под Судиславлем. До наших дней сохранились усадьбы Шишкино, Следово, Долматово, Жирославка, Бохино, Зиновьево, Поникарпово, Медведки, Савино. В Зиновьеве сохранились великолепный парк, пруды, каменный дом XVIII века. В усадьбе жили приятельница Пушкина поэтесса Анна Готовцева, поэтесса Юлия Жадовская, известный крепостной художник Поляков, комендант Москвы П.П.Корнилов. В Долматове отбывал ссылку генерал А.П.Ермолов. Бохино связано с именем сенатора и историка Куломзина.
              В наше время замечательно отреставрирована усадьба Следово. К обновленным постройкам, пруду, парку добавился альпинарий. Некогда владелец Следова генерал Карцев прославился созданием в Костроме первого крепостного театра. В Медведках жили дворяне Бартеневы - фамилия, давшая России адмирала, известного издателя, архитектора Триумфальных ворот в Москве, лучшего историка Московского Кремля.
             Историю усадьбы Шишкино, принадлежавшую Павлу Воиновичу Нащокину, описал Пушкин ("Записки Нащокина"). Из нащокинского архива Пушкин взял материал и для "Арапа Петра Великого". Сосед Нащокиных Илья Аристов стал прототипом Гринева в "Капитанской дочке". Скандальное же венчание в судиславльском селе Ильинском родственницы Лермонтова с итальянцем легло в основу сюжета повести А.С.Пушкина "Метель".
             В XVIII-XIX веках Судиславль был одним из крупных центров старообрядчества. Купец Папулин владел здесь замком, который Николай I назвал "арабской сказкой": в замке хранились многочисленные иконы - кисти Андрея Рублева, строгановских иконописцев, древних поморов; старопечатные книги и рукописи. Бурно развивалась промышленность: полотняные, кожевенные, табачные, деревообрабатывающие предприятия. Уникальный грибной промысел приносил колоссальные доходы местным купцам, продукты сельского хозяйства вывозились в столицы.
            Промышленный и торговый подъем второй половины XIX века был связан с деятельностью купца Третьякова. От того времени до нас дошли кварталы купеческих особняков в стиле классицизма и модерна, торговые ряды. Более древние здания и сооружения - Владимирская церковь, каменный замок, подземные ходы утрачены. Но отреставрирован собор: позолочены его главы, вновь звучат колокола. Судиславль включен в федеральный список древних русских городов. Строятся дороги, набирают силу местные предприятия, возрождается искусство - музыка, живопись, обретает второе дыхание местный краеведческий музей. Судиславль открывает новую страницу своей истории…

                                                                                                                                                               Ю. Смирнов

                                                                 Судиславль и его окрестности   

                 На окраине Судиславля, на холме Баране стоит каменная церковь Иоанна Богослова  (фтото JuNe) 1782 года постройки. По легенде, первоначальное деревянное здание церкви заложено в честь победы над казанскими татарами в битве под Судиславлем. На рубеже XVI-XVII веков эта церковь была весьма простой архитектуры - «деревляна клецки» и была похожа на обычный сруб, перекрытый тесом, с луковичной главкой. Церковь неоднократно перестраивалась, пока не приобрела существующий ныне вид. Она представляет собой бесстолпный, одноабсидный, пятиглавый храм, трехчастный в плане (двухстолпная трапезная с двумя пределами и шатровая колокольня). Кровля скатная, крыта железом. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная - системой Коробовых сводов. Центральный барабан - световой. Убранство фасадов состоит из рамочных наличников окон с замками и полочками, из угловых пилястр, карниза с поясками модульонов и зубчиков. Граненные барабаны украшены арочными нишками, - рустовкой, карнизами. Стройная колокольня завершена шатром с тремя рядами окон-слухов. В интерьере частично сохранилась стенопись. Иконостас в стиле барокко не сохранился. Окружающее церковь кладбище находиться в удовлетворительном состоянии.
                  Выезд на Вятский тракт по Владимирской улице акцентировала Успенская церковь (фото JuNe). Каменное здание построено в 1790 г. санкт-петербургским купцом А.Н.Москвиным и судиславским купцом П.Ф.Кокоревым. Интерьер церкви отличался богатством. В 1928 году церковь передана под дворец пионеров, а затем заброшена. Церковь представляет собой четырехстолпный одноапсидный храм крестовокупольного типа, с четырехстолпной же трапезной с запада. А перекрытии четверика и трапезной применены крестовые и сомкнутые своды (перекрытие здания отсутствует). Фасады в стиле классицизма украшены сандриками с «подвесными» кронштейнами (треугольные сандрики у окон трапезной и нижнего света четверика и луковые - у окон верхнего света), четырехколонными портиками тосканского ордера у боковых фасадов четверика. Карнизы - мелкие, дробные, с поясками зубчиков и сухариков. Окна - арочные.
                 Территория вокруг церкви, некогда выделенная каменной оградой с кованной решеткой, представляла собой наиболее престижную часть (ныне не существующего) старинного православного кладбища.

                                                                                                                                       По книге: Ю.В. Смирнова

                                                                         С сайта Костромской Епархии   

                Первая церковь в Судиславле - древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины ХIV века - была деревянной. Каменный храм на ее месте с отдельно стоящей колокольней был возведен в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: центральный - в честь Преображения Господня, и два боковых - в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца.
               В документах 1789 года рядом с Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале ХХ века. Ее изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева «Сумерки в Судиславле» (Костромской государственный объединенный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник).
              Важным событием в истории Преображенского собора стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим императором Александром II) и его воспитателем поэтом В.А. Жуковским, совершавшими путешествие по России.
              В 1898 году в храме при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, «равно как и исправление стенной живописи» были осуществлены «средствами благотворителя сего храма потомственного почетного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей».
              В начале ХХ столетия причт Преображенского собора состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона «Плачь Пресвятой Богородицы» и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому собору была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.
              В 1922-1928 годах настоятелем Преображенского храма был священномученик иерей Василий Разумов, мужественный исповедник веры Христовой, расстрелянный в 1937 году. В конце 1928 года Преображенский собор был закрыт. Богослужения в нем возобновились после Великой Отечественной войны, в 1945 году.
              В настоящее время Преображенский храм является духовным центром Судиславского района, одной из главных достопримечательностей древнего Судиславля. С 1971 года настоятелем церкви является протоиерей Иоанн Чорногуз. К юбилею Спасо-Преображенского собора в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы.
                                        Архитектура Судиславля (с сайта http://wiki.iteach.ru)

               Приветствуем Вас в Судиславле. По мнению некоторых учёных Судиславль является одним из самых древних городов России. Он скромен, провинциально тих и своеобразен. Внешний облик города складывался веками.
              Внешний облик города складывался веками. Сейчас мы находимся на площади Советской, которая раньше носила название Торговой.
              В 1886 году на площади построена каменная часовня в память об убитом царе Александре II.
              Такая же часовня была возведена на пересечении главных городских улиц - Богословской и Владимирской. До настоящего времени эти постройки не сохранились. В этом же году появилось двухэтажное здание городской думы из красного кирпича с кованым балконом. А в 1893 году по проекту архитектора М. Парийского на Владимирской площади купечеством были возведены каменные двухэтажные торговые ряды, украшенные механическими часами. Они состояли из 36 лавок, деревянных балаганов, ларей и столов, весов и мер с деревянною ветхою вахнею. Сейчас в этом здании расположен универмаг. Кроме того, в городе имелось два питейных дома, на выгонной земле 5 каменных и 11 деревянных кузниц.
               Напротив универмага располагаются торговые помещения. Типичный пример рядовой застройки, соответствующей небольшому провинциальному городу пореформенного времени. К настоящему времени передний фасад здания искажен многочисленными разновременными проектами, на восточном фасаде все проемы заложены. В годы советской власти второй этаж был обшит снаружи тесом, со стороны заднего фасада возведена двухэтажная деревянная постройка; в интерьере на первом этаже разобраны почти все старые капитальные стены, взамен которых установлены деревянные перегородки. Кирпичные станы первого этажа снаружи оштукатурены и побелены, второй этаж рублен с остатком и обшит тесом. Двухэтажный корпус фиксирует красную линию. Сильно вытянутый вдоль красной линии, прямоугольный в плане объем крыт на два ската. Его задний торец примыкает к соседнему зданию, а восточный выходит на Красноармейскую улицу. От прежней декоративной обработки первого этажа сохранились лишь огибающие угловые лопатки, а простейший карниз, проходящий по верху кирпичной кладки, очевидно, сильно изменен при многочисленных ремонтах. На первом этаже протяженного главного фасада находится несколько разновременных проемов с прямыми и пологими лучковыми перемычками. Второй этаж сохранил первоначальную композицию. Равномерный ритм перерубов внутренних стен, между которыми размещено пятнадцать прямоугольных окон, сгруппированных по три, нарушает в средней части узкий простенок с одним окном, видимо, освещавшим междуэтажную лестницу. От первоначальной планировки первого этажа в восточной части здания уцелела единственная поперечная капитальная стена.
               Рядом с этим домом находиться дом такой же застройки, но второй этаж выполнен из каменной кладки. Двухэтажный дом обращен к площади продольным северным фасадом. Крупный прямоугольный в плане объем завершен трехскатной крышей с вальмой на западном торце и кирпичным щипцом на восточном. Главный фасад имеет симметричную композицию, акцентированную в средней части плоской раскреповкой с небольшим щипцовым аттиком с плечиками. Над центральным сквозным проездом во двор помещены два тесно сдвинутых окна второго этажа. По сторонам раскреповки равномерно расставлено по пять оконных осей. Фасад ограничен угловыми пилястрами, гладкими на первом и филенчатыми на втором этажах. Поэтажное членение выявлено междуэтажным и венчающим карнизами, состоящими из нескольких простых полочек. На первом этаже здания расположено несколько торговых помещений со складами в дворовой части, второй этаж используется под жилье.
              Чудесный вид на Владимирскую площадь открывается с Соборной горы, на которой величаво возвышается Спасо-Преображенский собор. Многие фотографы поднимаются на колокольню собора, чтобы запечатлеть наш старинный русский город. Древнейшее и самое выдающееся здание в поселке Судиславль - Преображенский собор (1758 г). Наиболее значительный художественный памятник Судиславля, комплекс церковного зодчества XVII-XIX веков, в котором ограниченно сочетаются постройки разных периодов и стилей; играет исключительно важную градостроительную роль, господствуя в панорамах города. Комплекс расположен на высоком холме (территория бывшего кремля), на западном краю города. Спасо-Преображенский собор и отдельно стоящая колокольня сооружены на средства прихожан в 1758 году вместо предшествующего древнего храма. Во второй половине XVIII века участок обнесли оградой с южными воротами и северной калиткой. В первой половине XIX века выстроены восточные ворота. В 1837 году кинешемский иконописец Турухатаев написал ряд новых икон для иконостаса и починил старые, а в 1840 году другой кинешемец, Автомонов, изготовил и позолотил иконостасов приделов. Обновление иконостаса и настенной живописи в интерьере холодного храма было выполнено во второй половине XIX века на средства купца И. П. Третьякова. По-видимому, в середине XIX века сооружена сторожка. В 1878 году здесь была расположена церковноприходская школа.
               Отдельно стоящая колокольня расположена в пяти метрах к югу от трапезной собора. Высота до верха креста 43,5 метра. В 1830 году на колокольне были установлены механические часы, приобретённые на средства горожанином Д. Ивановым (сняты в 1930-ых годах). Часы, а также древние колокола были сняты с колокольни в 30 -ых годах XX века.
              Протяжённость ограды 233 метра. Возле алтаря церкви сохранилось старое надгробие. Собор привлёк внимание художника Кустодиева. Его этюд с видом на Соборную гору хранится в Костромском музее изобразительных искусств.
             Преображенский собор ныне действующий, в нем постоянно проводятся богослужения. Ежегодно в престольный праздник Преображения, 19 августа, он становится центром духовной жизни всей области, собирая в своих стенах на службу костромское духовенство и прихожан. Являясь жемчужиной поселка, храм обновляется и ремонтируется.
            Следующим направлением нашего маршрута является улица Комсомольская.
            Улица Комсомольская раньше называлась Большая Владимирская. Это одна из двух (наряду с ул.Советской) главных улиц Судиславля, ведущая от Советской (раньше Торговой) площади в восточном направлении.
             Если мы спустимся с Соборной горы на площадь и пойдем по улице Владимирской, увидим дом М. Н. Захаровой. Это один из лучших в Судиславле деревянных жилых домов периода эклектики, следующий традициям позднего классицизма в композиции и декоре. В начале ХХ века принадлежал Марии Николаевне Захаровой, которая в 1911году продала его мещанину Николаю Москвину. Стены дома обиты калёванным тесом. Прямоугольный в плане одноэтажный объём, вытянутый вдоль красной линии улицы. Протяжные фасады имеют одинаковую композицию. Главный фасад выделяется более сложной формой, карниз разорван. Окна первого этажа заключены в рамочные наличники. Доску венчает сандрик-полочка на плоских кронштейнах. Со стороны улицы на северо-западном углу сохранилась верхняя часть металлической водосточной трубы с коронообразным ажурным венчанием. В первом этаже на продольной оси расположены теплые сени. Здесь находится деревянная лестница.
              Примером крупной городской усадьбы является усадьба Красильниковых. Комплекс находится в центральной части города и занимает значительный по площади прямоугольный участок, обращенный к улице Комсомольской передней северной стороной. На красную линию застройки вынесены жилой дом и восточнее его лавка, получившие наиболее разработанное декоративное оформление и первоначально объединявшиеся воротами. За главным домом на западной границе участка расположен флигель, на южной границе служебное помещение. Все сооружения выстроены из кирпича.
             Если мы пройдем дальше по Владимирской улице, то увидим дом купца И. П. Третьякова. Особняк этот обычно запоминают приезжие люди по мирно прикорнувшим на уступах парадного крыльца трем львам. Но здание поражает и многими другими деталями.
            Дом двухэтажный с высокими арочными окнами, карнизы ступенчатые, украшены зубчатой лепниной. Здание характерно разнообразными, сложными архитектурными формами. Уличные фасады дома обработаны рустом, имеют усложненные карнизы. Арочные окна обрамлены штукатурными тягами с замковыми камнями.
             Усадьба была обнесена мощной оградой. Имелось двое ворот. Одни из них, что выходят на улицу Комсомольскую, и поныне впечатляют своей выразительной простотой и прочностью.
             Интересны ворота усадьбы, выходящие на улицу Комсомольскую. Трехчастные, они имеют проезд в своей центральной части, закрывающийся железными решетчатыми воротами, и две калитки справа и слева от проезда. Ворота и ограда крыты железной кровлей, с фасадов оштукатурены и побелены. Ворота решены в ансамбле с домом И. П. Третьякова.
              Внутренность особняка в былые времена ошеломляла гостей изяществом. До сих пор сохранились искусно отделанные потолки, изразцовые печи-камины, просторные двери с медными ручками, ведущая на второй этаж решетчатая чугунная лестница. Убранство многочисленных комнат также отличало высокую художественную культуру хозяев. Мебельные гарнитуры не загромождали площадь, они органично вписывались в белое сияние пространства и располагали к уюту, успокоению. В гостиной комнате стоял концертный рояль, по преданию, приобретенный по совету П.И. Чайковского.
               Примечателен дом и угловым балконом. С него виднелась площадь Судиславля, церковный холм, речная гладь Корбы, лесистые заречные дали…
                Напротив усадьбы Третьякова находится обелиск павшим в Великой Отечественной войне. На нем написаны фамилии тех, кто сложил голову ради Отечества.
                Дом Папулина один из лучших в Судиславле представительных домов в стиле позднего классицизма, хорошо сохранивший первоначальную внутреннюю планировку и отделку интерьера. Расположен на углу квартала, главным фасадом выходит на улицу Комсомольскую, боковым на улицу Невского. В конце XX века деревянные сени, имевшие на торце парадный вход со стороны улицы Невского, были заменены пристройкой из силикатного кирпича. Здание сложено из кирпича, оштукатурено и побелено. Одноэтажный с полуподвалом прямоугольный в плане объёма, несильно вытянутый вдоль улицы Комсомольской, завершен поперечным мезонином под двускатной кровлей. Симметричный по композиции, в семь осей окон главный фасад в средней части выделен трёхосевым ризалитом с четырёхколонным портиком. Стена полуподвала, прорезанная прямоугольными лежачими окнами с веерными замками, обработана ленточным рустом. Тосканские колонны, охватывающие первый этаж и мезонин, несут антаблемент с треугольным фронтом. Три средних арочных окна первого этажа акцентированы архивольтами и высоко поднятыми кронштейнами. Пары боковых прямоугольных окон обрамлены профилированными наличниками. Проёмы в уровне подоконников соединены полочкой, прерываемый колоннами. Невысокие прямоугольные окна мезонина заключены в рамочные наличники.
               Боковые фасады дома в пять осей окон различны по декору. Одинаково оформлены прямоугольные окна первого этажа, а в полуподвале руст и замковые камни применены только на уличном боковом фасаде.
               Когда приходишь в краеведческий музей своего родного Судиславля и останавливаешься в тесном зале, заставленном и увешанном полотняной, деревянной, лубяной и прочей утварью старинного крестьянского обихода, то каждый раз охватывает удивительное, непостижимое чувство сопереживание с этим отзвучавшим миром.
                Возможно, так остро воспринимается этот крестьянский быт потому, что мы почти не знаем этих ранее незаменимых в хозяйском быту вещей. Большинство посетителей останавливаются здесь с удивлением и радостью, словно встретившись с заветной сердцу обстановкой.
               Музей - документальное сосредоточение минувших эпох, своего рода кладовая народной памяти. Краеведческий музей Судиславля в полной мере дает возможность всесторонне познать историю здешней стороны. Потому и тянутся сюда люди. И не только местные.
               За год в музейном журнале регистрируется около 4400 посетителей, более 150 групп организованных экскурсантов из Костромы, из дома отдыха «Берендеевы поляны».
               Наш музей привлекателен многими сторонами своей подвижнической работы. Например, всегда интересны выставки живописи мастеров области, творческие встречи с писателями, музыкантами, певцами. Но при этом неизменна популярность археологического, этнографического отдела. Даже самые отдалённые от простонародной деревенской жизни потомственные городские интеллигенты замирают, зайдя в комнату с утварью старинного крестьянского обихода. И чего тут только нет! Стоят в сборе красна-домашний ткацкий стан-с жатыми в валиках, выделываемом из тряпичных лоскутков половичком. Рядом самопрялка, нажми педаль - заиграет, запоёт прялка, потянется кручёная льняная нить. Какие это всё-таки разнообразные вещи из глины- плошки, горшки, корчаги, кринки, бутыли, лохани, умывальники, кувшины! И что примечательно, что особенно изумляет - все эти изделия, как, впрочем, и другая утварь, не какая-то особая, сделанная для показа в музее, а сношенная в шершавых хозяйских ладонях.
              Музейные предметы красноречиво рассказывают о сообразительности, мастеровитости наших предков. Бельевые валики, маслобойки, светильники для лучины, набор мотыг, берестяные налопаточники. Каждая вещь выручила хозяина, экономила время, облегчала труд. Дальше мы движемся вверх по улице Комсомольской.
              И вот на нашем пути встречается полуразрушенное здание церкви.
              В книге Ю.В.Смирнова описывается старинное кладбище, расположенное рядом. Но мы его не видим. Книга Ю.В. Смирнова «Судиславль и его окрестности» издана в начале 80-х.…
              «Выезд на Вятский тракт по Владимирской улице акцентировала Успенская церковь. Каменное здание построено в 1790г. санкт-петербургским купцом А.Н.Москвиным и судиславским купцом П.Ф.Кокоревым. Интерьер церкви отличался богатством. В 1928 году церковь передана под дворец пионеров, а затем заброшена. Церковь представляет собой четырехстопный одноабсидный храм крестовокупольного типа, с четырехстопной же трапезной с запада. А перекрытии четверика и трапезной применены крестовые и сомкнутые своды (перекрытие здания отсутствует). Фасады в стиле классицизма украшены сандриками с «подвесными» кронштейнами (треугольные сандрики у окон трапезной и нижнего света четверика и луковые - у окон верхнего света), четырехколонным портиками тосканского ордера у боковых фасадов четверика. Карнизы - мелкие, дробные, с поясками зубчиков и сухариков. Окна - арочные.
            Территория вокруг церкви, некогда выделенная каменной оградой с кованой решеткой, представляла собой наиболее престижную часть (ныне не существующего) старинного православного кладбища».
            Не менее интересна ещё одна из главных улиц Судиславля - Богословская, ныне Советская. И начнем мы с бывшей усадьбы Кокоревых, которая была отреставрирована и отдана под отель «Третьяков».
             Усадьба Кокоревых - самая крупная купеческая усадьба Судиславля, сохранившая первоначальную планировочную основу и главный дом в стиле позднего классицизма. Владение, принадлежавшие купеческой семье Кокоревых, сложилась в середине XIX века. Первоначально усадьба занимала большую часть квартала и включала кроме главного дома каменный надворный флигель и три деревянные хозяйственные постройки, стоявшие по северной и восточной границам двора. К настоящему времени сохранились главный дом, ограда с воротами и надворная хозяйственная постройка 3-й четверти XIX века. В 1930-ых годах дом (как и ограда, он не имел штукатурной обработки фасадов) был надстроен третьим этажом. Видимо, тогда же была изменена композиция дворового фасада: уничтожены два тамбура симметрично размещенных входов, главный вход перенесен в центральную часть фасада. Почти все хозяйственные строения утрачены.
               Усадьба занимает прямоугольный участок в начале улицы, у подножия горы Лобанка. Трёхэтажный кирпичный главный дом вытянут по красной линии застройки, слева (с севера) к нему примыкает ограда с воротами, а за домом в глубине двора сохранилась хозяйственная постройка.
               Главный дом имеет композиционную структуру, свойственную позднему классицизму. Все окна прямоугольные, на главном фасаде заключенные в рамочные наличники.
               Внутренняя планировка здания изменена. Парадная лестница возведена в 1950-е гг., имеет перила на точеных деревянных балясинах.
               Частично сохранившаяся хозяйственная постройка 3-й четверти XIX века (уцелела только её южная часть) также выдержана в традициях классицизма. Перед невысоким бревенчатым корпусом устроен широкий навес профилированным карнизом, опирающийся на кирпичные столбы (сохранились только два из них).
               Следующим памятником архитектуры является флигель. Небольшое жилое здание в формах классицизирующей эклектики. Со стороны двора к основному объёму примыкает кирпичная оштукатуренная пристрой. Пятикомнатный главный фасад симметричен. Его центр подчеркнут высоким аттиком с треугольным фронтоном.
               В основании прямоугольных окон с А-образными тянутыми обрамлением проходит широкий пояс. Еще одни ворота усадьбы И.П.Третьякова выходят на улицу Советскую. Если мы пойдём дальше по этой улице, тот увидим бывший торговый дом с лавками. Сейчас здесь жилой дом.
               Облик деревянного дома типичного для застройки Судиславля, свидетельствует о стойкости традиции классицизма в городской архитектуре. В 1930-е годы два окна над одним из выходов здания превращены в одно широкое с дробной расстекловкой; к настоящему времени зашиты несколько окон первого этажа, утрачен один из вазонов над выходами. Стены дома рублены из бревен с остатком и обшиты по фасадам, калеванным тесом, скрывающим выпуски венцов на углах и в местах перерубов. Двухэтажный, прямоугольный в плане дом под вальмовой крышей стоит на углу квартала и протяженным восточным фасадом обращен к Советской улице, а торцовым северным к улице Комсомольской.
                  Если мы пройдём прямо по улице Советской, то увидим здание бывшей Земской больницы. Во времена Советского Союза в этом здании располагалась типография. А в нынешнее время оно является жилым домом.
                  Рядом с типографией находится дом с аркой - один из наиболее выразительных памятников классицизма в Судиславле, отличающийся пропорциональностью линий и пластичностью фасадного декора. По преданию, здесь располагался постоянный двор, что подтверждается местоположением здания у въезда в город и особенностями его планировки. За домом в глубине двора расположен небольшой бревенчатый сарай кон. 19в. под двускатной кровлей. Утрачен балкон на главном фасаде, а балконная дверь переделана в окно, заложено несколько окон на боковых фасадах, не сохранились первоначальные деревянные сени, примыкавшие к дворовому фасаду. Стены здания сложены из кирпича, главный и боковые фасады оштукатурены, дворовый покрыт толстым слоем известковой обмазки.
                  В завершении нашей экскурсии хочется сказать: Судиславль, расположенный на пересечении дорог, путей и направлений, красив в любые времена и любую погоду и сейчас мы окунулись в самобытную жизнь русского провинциального городка. Золотые ворота области распахнуты для туристов со всей России. Приезжайте к нам ещё! И если пятизвёздочных удобств мы вам пока не предлагаем, то пятизвёздочное гостеприимство обеспечим всем.

Я люблю эти стены
И бор твой сосновый.
И озёрную гладь, голубую волну.
Судиславль, Судиславль,
Мой зелёный и тихий посёлок,
Я люблю тебя, в своём сердце храню!
В. Гусев «Судиславль»

                                                         
                                                Посёлок Судиславль
                                    (
kostromka.ru - история костромского края)

Поселок Судиславль. В 1572 г. Судиславль назывался городом, т. е. укрепленным местом, в котором стояла крепость. Это был один из форпостов на северо-восточной границе Московского государства, и предназначался он для укрытия местного населения от нападения казанских татар и их союзников - черемисов, совершавших грабительские набеги на окраины Московского государства.

Тогда пограничные уезды этого государства были разделены на административно-военные районы - осады. Существовала Судиславская осада и ее центром был город Судиславль, расположенные на правом берегу реки Корбы, вытекающей из Андобского болота, которое занимает часть территории бывшей Андобской волости.

Эта волость упоминается в грамоте галичского князя Юрия Дмитриевича - сына Д. Донского. Уже тогда волость славилась выплавкой железа, которое добывалось из болотной руды, залегавшей в болотистых местах поймы реки Андобы и ее притоков.

По обычаю того времени вместе с крепостью была выстроена деревянная церковь во имя Преображения Господня; на ее месте в 1758 г. построена каменная Преображенская церковь. За крепостью располагался посад. В 1646 г. в нем стояло 57 посадских дворов. Городовым приказчиком в 1616 г. в крепости был боярский сын Б.И.Киленин - представитель небогатого костромского дворянского рода.

В 1578 г. Иван Грозный Судиславль вместе с другими городами завещал в удел своему сыну Федору.

По переписи 1653 г. в Судиславле стояло 37 тяглых дворов, на реке Корбе работала водяная мельница.

В начале XVIII века Судиславль стал уездным городом. В нем находилась ратуша и присутственные места, но в 1778 г. с реформой Екатерины II центром стал Буй, и учреждения из Судиславля перевели туда.

В 1828 г. в Судиславле было введено полицейское управление, во главе которого стоял городничий со штатом квартальных надзирателей и воинской командой. Тогда в Судиславле стояло 18 каменных домов, 49 торговых лавок, работало 3 кожевенных завода и насчитывалось 1753 жителя. В описании 1780 г. читаем: «Бывший город Судиславль, что ныне слобода у реки Корбы, на дороге из Галича в Кострому, и от его здесь отходит Вятский тракт. Церковь Иоанна Предтечи деревянная. Слободка купечества и мещан. Торг имеют разными шелковыми, шерстяными товарами, а женщины занимаются разведением овощных огородов и, кроме того, в зимнее время прядут лен, шерсть и ткут холсты и сукна. Многие занимаются плетением кружев, которые выделываются весьма искусно. Крепость на правой стороне реки Корбы обведена невысоким земляным валом. В ней церковь Преображения и Николы-Чудотворца».

В 1843 г. сильный пожар в городе уничтожил 66 домов.

Каменная Успенская церковь в Судиславле построена в 1790 г. на средства купцов А.Н.Москвина и П.Ф.Кокарева. Проезжавший в 1857 г. через Судиславль публицист П. Корнилов писал: «Судиславль центр грибной торговли. В окрестностях Судиславля много барских усадеб и обычный оброк здесь 15-25 рублей в год с тягла, да еще дают с тягла известное число аршин новины (узкого холста.- Д. Б.)»

В 1708 г. на территории современного Судиславского района действовал отряд булавинцев под руководством атамана Гаврила Старченка. Булавинцы громили помещичьи усадьбы. Посланный из Москвы отряд стрельцов под командованием князя В.Вяземского разгромил булавинцев.

Судиславль был один из раскольнических центров России. Глава местных раскольников богатый купец Н.А.Папулин устроил у города в Заозерье скит с подземными ходами, где укрывались преследуемые властями староверы.

При Николае I скит у Судиславля был разгромлен.

Писатель-этнограф С.В.Максимов в книге «Год на Севере» писал: «Маленький посад в Костромской губернии Судиславль, известный лишь сушеными и солеными грибами, сделался, известен и славен во всем староверческом мире. Папулин ухитрился приобрести целую древнюю деревянную церковь со всем ее иконостасом и настенными украшениями в городе Сольвычегодске еще во времена Грозного у братьев Строгановых, которые выстроили эту церковь.

У Папулина мельница у Калишек и Шемякино, которую он основал для монастырской общины. Папулин вывез из церкви Сольвычегодска в Судиславль все иконы старого строгановского письма и спрятал их в Судиславле. Когда дело открылось, Папулина заточили в тюрьму в Соловецком монастыре». С.В.Максимов при посещении Соловков пытался встретиться с Папулиным, передать ему привет от своего отца В.Н.Максимова, который был хорошо знаком с Папулиным. Но игумен монастыря не разрешил свидание, да и сам игумен не знал, под каким номером содержится заключенный, так как политические заключенные в монастыре были известны только по номерам.

Во время приведения к присяге Екатерины I (жены Петра Великого) два брата-раскольника из Судиславля объявили, что они к присяге не пойдут, так как не признают Екатерину императрицей, «а как они верны расколу», то их пытали огнем и дали по 30 ударов кнутом, все это они мужественно перенесли, но присягать отказались».

Copyright (c) 2007 g-RAY66 Company. All rights reserved.

WebMaster